ABLLS-R и VB-MAPP для ПМПК и ППК

Aug 21, 2025

Применение поведенческих методик в деятельности психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума

В ходе поиска методик для работы с детьми с нарушением интеллекта, в том числе с РАС и ТМНР, была найдена статья «Обследование ребенка с РАС на ПМПК с использованием инструмента критериальной оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R».

Полезным ресурсом также оказался сайт «Аутизм.Регионы», предлагающий материалы для организации работы специалистов коррекционных школ.

Ниже приводится отрывок из пособия «Модели, программы, функции. Школьное обучение детей с РАС в рамках разных программ и моделей, а также функции специалистов, работающих с детьми методами прикладного анализа поведения», в котором описаны оценочные шкалы, рекомендованные для применения специалистами.

Объективная оценка навыков становится более эффективной при использовании подходящих инструментов, разработанных в рамках прикладного анализа поведения. Применение данной методики может быть полезно для выстраивания работы специалиста, а также для отслеживания динамики (методики количественные, не феноменологические, практико-ориентированные).

Учитель-дефектолог

Может использовать следующие шкалы:

  • Из «Оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R»:
    • Визуальное восприятие (В)
    • Рецептивная речь (С)
    • Чтение (Q)
    • Математика (R)
    • Письмо (S)
    • Орфография (T)
    • Грамматика (J)
  • Из «Оценки вех развития VB-MAPP»:
    • Просьбы
    • Поведение слушателя
    • Навыки визуального восприятия
    • Навыки различения по функциям, характеристикам и категориям
    • Лингвистические навыки
    • Чтение
    • Письмо
    • Математика

Учитель-логопед

Может использовать следующие шкалы:

  • Из «Оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R»:
    • Спонтанные вокализации (I)
    • Моторная имитация (D)
    • Вокальная имитация (E)
    • Рецептивная речь (С)
    • Навык просьбы (F)
    • Навык наименования (G)
    • Интравербальные навыки (H)
  • Из «Оценки вех развития VB-MAPP»:
    • Просьбы
    • Поведение слушателя
    • Спонтанное вокальное поведение
    • Имитация
    • Эхо-реакции
    • Наименование
    • Интравербальное поведение
    • Лингвистические навыки

Педагог-психолог

Может использовать следующие шкалы:

  • Из «Оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R»:
    • Сотрудничество (А)
    • Навык просьбы (F)
    • Рецептивная речь (С)
    • Игра (K)
    • Социальное взаимодействие (L)
    • Поведение в группе (M)
    • Следование расписанию дня в классе (N)
  • Из «Оценки вех развития VB-MAPP»:
    • Просьбы
    • Игровые навыки
    • Социальные навыки
    • Навыки поведения в классе и группе
    • Оценка преград для обучения и переходов