В ходе поиска методик для работы с детьми с нарушением интеллекта, в том числе с РАС и ТМНР, была найдена статья «Обследование ребенка с РАС на ПМПК с использованием инструмента критериальной оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R» ↗.
Полезным ресурсом также оказался сайт «Аутизм.Регионы» ↗, предлагающий материалы для организации работы специалистов коррекционных школ.
Ниже приводится отрывок из пособия «Модели, программы, функции. Школьное обучение детей с РАС в рамках разных программ и моделей, а также функции специалистов, работающих с детьми методами прикладного анализа поведения» ↗, в котором описаны оценочные шкалы, рекомендованные для применения специалистами.
Объективная оценка навыков становится более эффективной при использовании подходящих инструментов, разработанных в рамках прикладного анализа поведения. Применение данной методики может быть полезно для выстраивания работы специалиста, а также для отслеживания динамики (методики количественные, не феноменологические, практико-ориентированные).
Учитель-дефектолог
Может использовать следующие шкалы:
- Из «Оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R»:
- Визуальное восприятие (В)
- Рецептивная речь (С)
- Чтение (Q)
- Математика (R)
- Письмо (S)
- Орфография (T)
- Грамматика (J)
- Из «Оценки вех развития VB-MAPP»:
- Просьбы
- Поведение слушателя
- Навыки визуального восприятия
- Навыки различения по функциям, характеристикам и категориям
- Лингвистические навыки
- Чтение
- Письмо
- Математика
Учитель-логопед
Может использовать следующие шкалы:
- Из «Оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R»:
- Спонтанные вокализации (I)
- Моторная имитация (D)
- Вокальная имитация (E)
- Рецептивная речь (С)
- Навык просьбы (F)
- Навык наименования (G)
- Интравербальные навыки (H)
- Из «Оценки вех развития VB-MAPP»:
- Просьбы
- Поведение слушателя
- Спонтанное вокальное поведение
- Имитация
- Эхо-реакции
- Наименование
- Интравербальное поведение
- Лингвистические навыки
Педагог-психолог
Может использовать следующие шкалы:
- Из «Оценки базовых речевых и учебных навыков ABLLS-R»:
- Сотрудничество (А)
- Навык просьбы (F)
- Рецептивная речь (С)
- Игра (K)
- Социальное взаимодействие (L)
- Поведение в группе (M)
- Следование расписанию дня в классе (N)
- Из «Оценки вех развития VB-MAPP»:
- Просьбы
- Игровые навыки
- Социальные навыки
- Навыки поведения в классе и группе
- Оценка преград для обучения и переходов